Дуальное образование
- Просмотров: 347
Главная цель дуального обучения — подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель дуального образования в системе технического и профильного образования.
Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей на специалистов с определенными навыками и знаниями.
К основным преимуществам дуального обучения можно отнести: во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самое маленькое предприятие. Во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника.
Дуальное обучение на кафедре «Металлургия»
Реализация совместного дуального вида образования между университетом и предприятием по подготовке кадров по направлению бакалавриата 6В07220 – «Металлургия» предусматривает параллельное обучение с ведением деятельности рабочего по конкретной специальности, обеспечивает целевую подготовку конкуренто способного специалиста с дальнейшим его трудоустройством; усиливает взаимодействие государственного частного партнерства; обеспечивает финансовую независимость обучающегося за счет собственной трудовой деятельности.
В 2014-2015 уч.года на кафедре Металлургия начато в экспериментальном порядке обучение по дуальной форме на основании решения Ученого Совета ЮКГУ им.М.Ауезова. Сформированы две академические группы ХТ-13-2дк1 и ХТ-13-2дк2 общей численностью 20 человек (две подгруппы по 10 человек). Формирование групп студентов производилось из числа студентов 2-ко курса подавших соответствующие заявления. Разработаны и утверждены в надлежащем порядке учебные планы для обучения по дуальной форме, подписан договор с предприятием, на базе которого студенты проходили обучение – ТОО «ФеррумВтор».
ТОО «Феррум-Втор» одно из крупнейших предприятий г.Шымкента производящий до 300 тонн в сутки стального сортового проката (арматура, уголок, швеллер, катанку и т.д.). Завод работает с 2006 года, непрерывно расширяется, растет.
В 2016-2017 уч.году продолжено обучение по дуальной форме в ТОО «ФеррумВтор». Сформирована 1 академическая группа из числа студентов 3 курса гр.ХТ-15-2дк общей численностью 8 человек.
В 2018-2019 уч.году на базе студентов 3 курса сформирована еще одна группа ХТ-16-2дк общей численностью 8 человек.
На 2019-2020 уч.год было составленно новый договор с заводом ТОО «Шымкент Темир» с целю продолжению экспериментальное обучение по дуальной форме.
ТОО» Шымкент Темир " является крупным производственным предприятием в г. Шымкент. Промышленность выпускает 250 000 тонн стали в год. Промышленность постоянно совершенствовалась и развивалась, работая с 2018 года.
Сформирована еще одна группа ХТ-18-2дк на общей численностью 11 человек.
Основные преимущества дуальной системы обучения по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованностью руководителей предприятий в обучении «своего» работника;
- учебное заведение, работая в тесном контакте с предприятием, учитывает производственные требования, предъявляемые к будущему специалисту уже в ходе обучения.
Организация труда
Первоначально заработная плата студентов составляла 36 тыс.тг/месяц. После получения допуска к самостоятельной работе была возможность перейти на сдельную оплату труда, таким образом студенты зарабатывали по 50-60 тыс.тенге за месяц. Все зависит от того, какой объем работы они могли выполнить. Студенты освоили рабочие профессии и были допущенны к технологическим процессам в должности сортировщика металлических ломов, плавильщика индукционной печи, вальцовщика прокатного стана, оператора методической печи, разливщика стали на машинах непрерывной разливки стали, оператора прокатного стана, футеровщика.
График учебного процесса
Обучение ведется с 3 курса по двухсеместровому принципу. Продолжительность семестра – 15 недель. Студенты учатся 3 дня в неделю в университете (осваивают теоретический курс), 2 дня работают на предприятии на должностях в соответствии со штатным расписанием (приобретают конкретные производственные навыки), т.е. 60% учебного времени студенты проводят в университете, 40%- на предприятии.
Условия учебного процесса на производстве
- Помещение с интерактивной доской для проведения занятий.
- Доступ к технологическому процессу производства металлопродукции с целью закрепления теоретических знаний на практике.
- Горячее питание в заводской столовой.
- Заключены индивидуальные трудовые договора
Внедрение дуальной системы образования на кафедре 5В070900 - Металлургия реализуется и в 2020-2021 уч.году. Дуальное обучение действует 7-ой год.
- Нормативно-документальная обеспеченность дуального образования
- Положение о дуальной системе обучения в ЮКУ им.М.Ауезова
- Договор о реализации дуального вида образования в ЮКУ им.М.Ауезова по направлению бакалавриата 6В07220-Металлургия с базовым предприятиями
- Учебный план по специальности 6В07220-Металлургия, форма обучения очная (дуальная)
- Заключены индивидуальные трудовые договора.
Таким образом, эффект от внедрения проекта очевиден. Речь идет о совершенно новых методах в сфере высшего профессионального образования. Мы показали, что дуальная модель профессионального технического обучения актуальна и жизнеспособна и может служить основой для комплексного индустриально-инновационного развития региона.
powered by social2s